EВТУХ В. Б. Музей народного искусства Кипра
Источник: Советская этнография,1985, № 6.
Статью предоставил Halgar Fenrirsson
Среди небольшого числа музеев Кипра (Археологический музей, Музей национальной борьбы, Византийский музей и Картинная галереи. Государственная коллекция современного искусства и некоторые другие) музей, о котором мы расскажем, занимает особое место. Он в большей степени, чем другие, дает посетителю возможность ощутить своеобразие этнических черт киприотов, их национального характера, почувствовать колорит местного образа жизни, который, кстати, в последнее время нивелируется и подгоняется под определенные западные образцы. С историей его создания и экспозицией нам удалось детально ознакомиться во время работы на Кипре выставки «Наука в Украинской ССР» (19.III.— 16.IV.1984 г.).
Интересна сама история создания музея. Музей народного искусства был открыт 28 декабря 1950 г. Инициатором его учреждения выступило Общество кипрских исследователей. Однако еще раньше, в 1931 г., группа участников движения за возрождение народного искусства выдвинула идею создания коллекции образцов народного искусства киприотов. За поддержкой они обратились к митрополиту. Но политическая обстановка на острове — массовые выступления киприотов против английского господства и последовавшие за ними жестокие репрессии — не позволила воплотить в жизнь замысел группы энтузиастов — собирателей народного искусства. Спустя пять лет в связи с образованием Общества кипрских исследователей (ОКИ), поставивших перед собой задачу сбора, консервации, изучения фольклора и других материалов по истории Кипра и их анализа, вопрос о создании постоянной коллекции предметов народного искусства стал вновь широко дебатироваться в среде кипрской интеллигенции. Тогдашний президент ОКИ, директор Панкипрской гимназии Константинос Спиридакис, активно пропагандировал (в частности, в кругах учащейся молодежи и их наставников) идею создания музея народного искусства. По замыслу К. Спиридакиса и его единомышленников, экспонаты музея должны были отражать быт и культуру народа, способствовать передаче этнической информации последующим поколениям.
Начало было трудным — энтузиасты не имели опыта: на Кипре практически не было специалистов музейного дела, тем более в области этнографии и фольклора; к тому же в английских кругах (известно, что Кипр до августа 1960 г. являлся колонией Великобритании) подобные стремления рассматривались как враждебные существующему режиму, как неприятие насаждаемых англичанами культурно-эстетических ценностей. Но членам общества хватило энтузиазма, упорства и смелости, чтобы довести начатое дело до конца. Уже в 1948 г. им удалось получить небольшую комнату на первом этаже Архиепископии — резиденции архиепископа, в которой они разместили 457 экспонатов (одежда, деревянная скульптура, украшения и т. д.), собранных самими учащимися и присланных в качестве подарков жителями разных частей острова. За первые 10 лет существования (1950—1960 гг.) английские власти трижды закрывали музей. Подобная позиция властей, естественно, отпугивала посетителей, и о существовании музея в Никосии, а тем более за ее пределами знали немногие. В 1961 г. для архиепископа была выстроена новая резиденция, и благодаря стараниям Общества кипрских исследователей здание прежней Архиепископии было передано обществу. С тех пор Музей народного искусства занимает весь первый этаж старой Архиепископии, и его экспонаты размещаются в 14 залах.