Правда, залами помещения можно назвать лишь условно — это небольшие кельи бывшего мужского монастыря XV в., принадлежавшего Бенедиктинскому ордену. Само здание является памятником архитектуры, и это обстоятельство стимулирует интерес жителей Никосии и многочисленных туристов к музею. К
тому же здание музея находится на площади, которая в годы борьбы киприотов за независимость как с Османской империей (1571—1878 гг.), так и с Великобританией (с конца XIX в. до 1960 г.) была центром их духовной, культурной и национальной жизни. Таким центром она остается и сегодня, превратившись в своеобразный музейный комплекс-заповедник: здесь находятся Византийский музей и Картинная галерея, Музей национальной борьбы, Архиепископский дворец, собор святого Иоанна.
За годы независимого развития острова Музей народного искусства претерпел значительные изменения, в первую очередь касающиеся интерьера и самой коллекции. Кельи монастыря были приспособлены к экспонированию образцов традиционного народного искусства, к организации специальных выставок. Постоянно расширялась общая площадь Музея народного искусства Кипра. Коллекция музея за минувшие 20 лет пополнилась как образцами предметов искусства прошлых столетий, так и работами современных мастеров и сейчас насчитывает свыше 2250 единиц. Основная их часть рассказывает о народном искусстве Кипра конца XIX — начала XX в.
Посетитель, еще не войдя в здание музея, начинает знакомиться с его экспонатами: на небольшой площадке под навесом, примыкающим к выставочным залам, размещены огромный сосуд из красной глины (XIX в., центральная часть острова) и своеобразный деревянный пресс для получения масла из плодов олив, которыми так щедра кипрская земля.
Ограниченность выставочной площади музея вынуждает рациональна использовать практически каждый ее сантиметр. Пример тому — первый зал музея, где размещаются информационно-справочная служба и коллекция ткацких станков. В эту коллекцию входит четыре предмета. Экспонируемые станки различной конструкции предназначались для определенных целей: на одном из них ткался материал для шитья только мужской одежды, другой был приспособлен для производства тканей с узорами, третий — исключительно для тканей, из которых впоследствии изготовлялись сумки. Причем жители отдельных районов специализировались в той или другой области. В Пафосе, например, на ткацких станках изготовлялась гладкая ткань, в Каминарии — ткань для сумок и т. д.
Вообще в музее довольно широко представлен раздел, связанный с народным искусством ткачества. В нескольких залах экспонируются ткани и изделия из них. Основным материалом для их изготовления являются хлопок, лен, шерсть, шелк. Поражает разнообразие цветных льняных тканей, они собраны практически со всех уголков острова. В этом разнообразии преобладают желтый, светло-зеленый, темно-синий, серый и красный — цвета, традиционные для женской одежды Кипра. Они чаще других встречаются и в экспонируемых в следующих залах предметах одежды. Значительно беднее представлены шерстяные ткани, что вызывает некоторое удивление, если вспомнить о том, что на острове развито овцеводство и вырабатывается относительно много шерсти.
|