Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
КУЛЬТУРА  И  ИСКУССТВО  КИПРА

Образец вышивки на покрывале

Образец вышивки на покрывале

Предыдущая    Начало    Следующая

Eвтух В. Б.
Музей народного искусства Кипра

стр. 4

 

подход к использованию того или иного цвета в вышивке, безусловно, связан с функциональным назначением различных предметов. Скажем, для праздничных костюмов подбираются более яркие тона, а на предметах ежедневного обихода чаще других можно видеть белый, светло-зеленый, бледно-красный. Интерес но, что между орнаментом и выбором цвета вышивки наблюдается специфическая                закономерность: цветы вышивают преимущественно красными и белыми нитками, другие же орнаменты — серыми, зелеными, порой даже черными. Высокое мастерство народных умельцев проявилось и в сочетании· вышивки с вязанием. Демонстрируемые образцы покрывал XIX—XX вв. свидетельствуют о том, что во многих районах острова распространены вязаные белые покрывала с белой же вышивкой. Они придавали жилищу нарядный, праздничный вид.
Широко представлена в экспозиции музея распространенная на острове резьба по дереву. Ею украшались сундуки и шкафы для хранения одежды, тканей и ковров; капители колонн, ажурные арки переходов, связывающие отдельные помещения. На Кипре известно несколько центров, прославивших себя искусными резчиками по дереву. Это — Лапидос, Каравас, Акантос. Здесь еще в средние века резьбой украшались двери и окна горных церквушек. На экспонируемых предметах из названных деревень мы видим традиционные для средневековья, часто встречающиеся и в последующие века мотивы: кипарисы, птицы, персиковые деревья, ветки винограда, вазоны, львы и т. д.
Для изготовления барельефов и украшенных резьбой различных деревянных предметов использовалась кипрская сосна, обладающая противоэрозийными свойствами. Вообще кипрская сосна находила довольно широкое применение в быту киприотов — из нее делали кровати, столы, она использовалась для потолочных перекрытий и т. д.
Оживленный интерес у посетителей вызывают изделия из глины. Они представлены в довольно широком ассортименте: это и огромные глиняные сосуды для хранения вина и оливкового масла, и домашняя утварь (тарелки, миски, кувшины), и декоративные изделия. Обращает на себя внимание широкое использование в быту спаренных сосудов, сосудов с несколькими отверстиями. По выставленным предметам можно сделать вывод, что гончарное дело на Кипре было развито довольно давно во многих районах острова. Подтверждение этому мы находим также в Археологическом музее, а в самом Музее народного искусства представлены образцы гончарного ремесла XIX—XX- вв. из нескольких частей страны — Финн, Корноса, Лапидоса, Фамагусты и др. В первых двух местностях предпочтение отдавали красной глине, в остальных — белой. Как правило, домашняя посуда украшена различными орнаментами, но главный мотив практически на всех изделиях — цветы. Знакомство с гончарным ремеслом Кипре дополняется  плоскостными материалами — рисунками и   фотографиями, на которых запечатлен процесс изготовления керамической посуды. Здесь же фотографии нескольких вариантов печей для обжига. Интересно отметить, что гончарным ремеслом на Кипре занимаются как мужчины, так и женщины. Несмотря на сравнительно большое число гончарных изделий, музей не дает полного представления о развитии гончарного ремесла на Кипре. Основная причина, по нашему мнению, заключается в нехватке помещения: выставленные для обозрения керамические изделия находятся в разных залах, и, естественно, при таких условиях вне целостной экспозиции практически невозможно проследить эволюцию гончарного ремесла, хотя, судя по всему, работники музея к этому стремились. К тому же в зале, где сосредоточена основная часть экспонатов, выставляются другие предметы, контрастирующие с изделиями из керамики: рыболовные снасти, серпы, косы и т. п.
Удачным представляется решение учредителей музея при дефиците выставочной площади отвести две небольшие кельи для воссоздания интерьера дома киприота прошлого века. Конечно, тот же дефицит пространства не позволил в полном объеме скопировать все жилые помещения. Работники музея стремились прежде всего познакомить посетителей с предметами, которые, как правило, были в каждом кипрском доме и которые придавали особый характер их интерьеру.
 

Предыдущая    Начало    Следующая

 
 

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.