2
Галина Росси. Афродита-Киприда
Эпоха Ваала оставила настолько фундаментальный след во всех ближневосточных цивилизациях, что даже само имя Ваала приобрело в позднейшие эпохи общенарицательный бытовой смысл «господин» или «господь». Именно во славу господа, то есть Ваала, нарекались земли и города, многие из которых упомянуты в Библии – Ваал-Цефон, Ваал-Фегор, Ваал-Меон, Ваал-Гад и другие. А религиозная концепция Ваала-Вседержителя – одна из древнейших, известных истории человечества. Культ настолько одиозно знаменитый, что не будет преувеличение утверждать, что на противостоянии с ним построена вся ветхозаветная религиозная доктрина. В зоне влияния этого культа Кипр находился уже с начала эпохи бронзового века, о чем красноречиво свидетельствуют археологические находки, относящиеся к этому времени. Но самым интересным является то, что Кипр был завоеван, и в течении некоторого времени непосредственно управлялся этим самым Ваалом. И лишь много веков спустя его имя станет нарицательным синонимом трансцендентального зла, как выражался, например, автор одного из кумранских свитков: «Ради развращения создал Ты Велиала, ангела вражды. Все его владения находятся во тьме, и цель его – сеять вокруг зло и грех. Все духи, подвластные ему – не что иное, как ангелы разрушения» («Война сынов света против сынов тьмы» ок. 1 века до н.э.)
Сын же Ваала-Бела и Анхинои - Пигмалион мирно правил реорганизованным кипрским государством, где надолго воцарились всеобщее умиротворение и спокойствие. Однако в скором времени сам государь оказался перед сложной моральной дилеммой.
У ворот города Амафунт стоял алтарь Зевсу Гостеприимцу, на котором жрицы города начали приносить в жертву не только телят и овец, но и зашедших в город странников. Афродита, много столетий тому назад избравшая Кипр своим излюбленным островом, была крайне оскорблена таким «несказанным служеньем» с человеческими жертвоприношениями, и вначале решила навсегда покинуть Кипр, где ее к тому же оскорбили эти самые жрицы, заявив, что она вообще не богиня. Однако, трезво поразмыслив, Афродита решила что, вместо того, чтобы лишать себя удовольствия пребывания на Кипре, будет разумнее покарать «безбожное племя», жившее тогда в Амафунте:
«И тогда, говорят, из-за гнева богини,
Первыми стали они торговать красотою телесной.
Стыд потеряли они, и уже их чело не краснело»
(Овидий "Метаморфозы")
Именно эти последствия заклятия богини, наложенного на нечестивых жриц, и послужили началом того презираемого богами, низменного культа, который расцветет спустя много сотен лет на кипрской земле, и будет составлять сомнительную славу храма Афродиты эпохи поздней античности.
Однако, в те дни, когда заклятие было наложено, правитель Кипра Пигмалион, наблюдая постыдное поведение проклятых жриц, и «оскорбясь на пороки, которых природа женской душе в изобилье дала» так и не смог связать свою жизнь ни с одной женщиной, обрекая себя, тем самым, на тоску и одиночество. Но природа богов брала свое. Не находя в своем окружении идеальной женщины, он решил создать ее своими руками и «… белоснежную он с неизменным искусством резал слоновую кость». Женщина из слоновой кости получилась прекрасной. Все в ней было совершенным, не хватало только дыхания жизни. Пигмалион проводил с ней свои дни, дарил ей разные подарки, какие любят девушки – раковины, цветы, украшал ее одеждой, драгоценностями, и даже клал с собой на ложе, называя своей подругой, и все время, в тайне надеясь, что она оживет.
«Деву целует и мнит, что взаимно; к ней речь обращает,
Тронет - и мнится ему, что пальцы вминаются в тело»
(Овидий "Метаморфозы")
Как раз в это время на Кипре наступили дни очередного праздника Афродиты:
«Возле святых алтарей с золотыми крутыми рогами
Падали туши телиц, в белоснежную закланных шею.
Ладан курился»
(Овидий "Метаморфозы")
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18