Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
АББАТСТВО БЕЛЛАПАИС

Аркада двора аббатства Беллапайя

Аркада двора аббатства Белапайя

Предыдущая    Начало    Следующая

Коровина А. Сидорова Н.
Города Кипра

стр. 2

 

Церковь освещалась через стрельчатые окна в стенах боковых нефов; более богато оформлены окна в верхней части  стен центрального  нефа. Три  таких же   окна,  обрамленные красивыми колонками с лиственными капителями, прорезают восточную стену алтаря. В северной стене трансепта находится дверь, открывающаяся на лестницу, устроенную в толще стены; это так называемая ночная лестница, по которой монахи спусклись ночью из своих келий, расположенных на втором этаже монастырских зданий, на ночную службу, составлявшую часть обрядов их ордена.
Рядом с этой лестницей находится другая, спиральная, ведущая в расположенную над церковью сокровищницу. В ее небольшом помещении со сводами, опирающимися на воронкообразные кронштейны, еще сохранились стенные ниши — шкафы, в которых когда-то монахи аббатства хранили сокровища.
Здания монастыря были воздвигнуты позже церкви — уже в XIV веке. Центром всего комплекса является открытый прямоугольный двор, примыкающий к северной стене церкви и окруженный со всех сторон арками глубоких портиков. Стройные стрельчатые арки опираются на массивные, сложенные из больших блоков столбы, декорированные тонкими полуколоннами с резными капителями. Верхние части арок обрамлены ажурными решетками; образующие их каменные стебли сплетаются в удивительное по красоте кружево. Эти исполненные в стиле французской «пламенеющей» готики орнаменты придают аркам особую красоту.
Портики, окружающие монастырский двор, хорошо сохранились с трех сторон. С запада же, где находились хозяйственные помещения, от портиков остались только эти высокие стрельчатые арки, вырисовывающиеся на фоне неба. Их легкие чеканные силуэты контрастируют с несколько сумрачными, затененными портиками. Портики перекрыты готическими крестовыми сводами, опирающимися на кронштейны, украшенные скульптурной резьбой,   в   которой   с   бесконечным   разнообразием   переплетаются растительные мотивы с изображениями человеческих и звериных голов. С аркадами, выдержанными в готическом стиле, странным образом хорошо сочетается стоящий в северо-западном углу двора мраморный римский саркофаг, который использовался монахами как своеобразный бассейн — такое применение римских саркофагов нередко встречается в средневековых монастырях Греции и Малой Азии. Этот украшенный пышными, исполненными в высоком рельефе гирляндами саркофаг является превосходным образцом римского искусства II века н. э.
Из северо-западного портика через обрамленную мраморной притолокой дверь можно попасть в хорошо сохранившееся помещение трапезной. Притолока украшена изображениями гербов лузиньянских королей и четырех областей Кипра. Обширный зал трапезной перекрыт высокими крестовыми сводами с толстыми нервюрами; он освещался расположенными в два ряда окнами — полукруглыми внизу и небольшими прямоугольными вверху. Маленькая дверь в западной торцовой стене вела в кухню. В толще северной стены была устроена небольшая лестница, по которой можно было подняться на балкончик; отсюда во время трапез монахам читали выдержки из священных книг. Монахи сидели на деревянных скамьях, следы которых еще видны вдоль стен; в восточной части трапезной находилось возвышение для настоятеля и других привилегированных лиц. Восточная, торцовая стена трапезной украшена круглым окном с ажурной решеткой, напоминающим «розы» готических соборов.
 

Предыдущая    Начало    Следующая

 
 

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.