Аббатство Белапайя
Фрагмент из книги: КОРОВИНА А. К., СИДОРОВА Η. А. Города Кипра.
Материал предоставил Halgar Fenrirsson
Этот замечательный своей цельностью, неповторимый по красоте памятник является наиболее совершенным образцом кипрского готического стиля, принесенного на остров франкскими рыцарями и процветавшего там в лузиньянский период.
Аббатство Белапайя расположено в нескольких километрах восточнее Кирении, недалеко от северного побережья острова, среди небольшого селения того же названия. Аббатство, основанное орденом августинцев в начале XIII века, было первым католическим монастырем Кипра. Позже оно было передано норбертинцам. Название его происходит от испорченного французского «Abbaye de la paix» — «Аббатство мира». Другое его название — «Белое аббатство» — связано с белыми одеждами, которые носили монахи ордена. Аббатство Белапайя оказывало большое влияние на жизнь острова, оно пользовалось покровительством кипрских королей и наивысшего расцвета достигло в XIV—XV веках.
Турки захватили и разграбили аббатство, а его церковь передали в пользование окрестному населению. Она функционирует и по сей день, но уже как православная.
Постройки аббатства Белапайя сохранились достаточно хорошо и дают прекрасное представление о типе готического монастыря. Аббатство расположено на скалистой платформе, защищенной с севера естественным обрывом, а с юга и востока — искусственным рвом. Поднимающиеся на этой платформе его стены напоминают стены крепости своей суровой неприступностью. Они расчленены выступающими пилястрами, между которыми помещены маленькие оконца. Такой крепостной характер, свойственный и византийским монастырям Кипра, был естествен в условиях постоянной угрозы нападения извне.
Ворота аббатства первоначально имели вид простой арки, но в XIV веке над ними была построена башня, в которой находился механизм подъемного моста, что еще больше увеличивало сходство монастыря с крепостью.
Ворота находятся прямо против западного фасада готической церкви, древнейшей постройки монастыря, датирующейся началом XIII века. Над ее открытым западным портиком возвышается колокольня, имеющая вид прорезанной четырьмя стройными остроконечными арками стены. В портике с обоих его концов находятся ниши, предназначенные для погребения знатных покровителей монастыря. Через небольшую дверь отсюда можно выйти на лестницу, спускающуюся в центральный монастырский двор. В портике сохранились следы росписи, выполненной в стиле итальянского искусства XIV века.
Церковь внутри, за исключением современного иконостаса, сохранила свой первоначальный вид. Три нефа, разделенные арками, опирающимися на круглые колонны, пересечены трансептом; против центрального нефа, более широкого, чем боковые, находится прямоугольный в плане алтарь. Высокие крестовые своды центрального нефа опираются на квадратные абаки капителей колонн; своды же боковых нефов значительно более низкие и плоские, что придает церкви несколько приземистый вид, лишая ее того взлета вверх, который свойствен сооружениям развитой готики.
|