5
Как обычно бывает, утвердившийся в IV-V веках до н.э. новый эллинистический культ Аполлона, полностью вытеснил даже саму память о религии древнего архаического божества, которому поклонялись на этом месте тысячелетиями. В Римскую эпоху храмы Аполлона были известны по всему миру, а блестящие праздники, учрежденные в его честь привлекали участников и зрителей, не только из Эллады, но и из малоазийских, сицилийских и южноиталийских колоний. В его честь слагались гимны и поэмы, создавались скульптуры и фрески, повествующие о его божественных деяниях.
Но времена, когда образ Аполлона был взаимопронизан силами жизни и смерти – образ целителя, защитника от зла, образ основателя и строителя городов, родоначальника и покровителя племен, образ прорицателя и оракула, блюстителя космической гармонии, и в то же время губителя, демона смерти– ушли в далекое прошлое. Теперь об этом напоминают лишь атрибуты божества – лук со стрелами и лавровый венок. А отождествление Аполлона с солнцем - «Phoebus Apollo» («Лучезарный Аполлон») - стало характерно для его культа в более позднюю, эллинистическую эпоху и в римские времена. Аполлона чтили в Риме как врачевателя недугов, прорицателя и покровителя музыки. В его честь возводились величественные храмы, среди которых особенно замечателен храм, сооруженный на Палатинском холме императором Августом (63 до н.э. – 14 н.э.), в ознаменование победы при Акциуме в 31 г. до н.э., одержанной над Антонием и Клеопатрой.
В конце XV века, после того как была найдена скульптура Аполлон Бельведерский, древнегреческого ваятеля IV века до н.э. Леохара, Аполлон стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты и олицетворение светлого и благородного начала. А сама статуя считалась вершиной античного искусства и эстетического совершенства.
Современному человеку более известен образ Аполлона Мусагета – покровителя искусств, обитающего на горе Парнас, в обществе девяти Муз - богинь поэтического вдохновения и творчества.
1 2 3 4 5