3
служили не столько для поклонения, сколько для целей практической магии, основанной на непосредственной связи с высшими силами. На месте архаического алтаря в храме Аполлона Илатского была найдена мраморная конусообразная скульптура высотой около 30 сантиметров, названная «баэтил» («baetyl»). Наименование это восходитк арабскому bt`l — «дом бога». Скульптура, выполнявшая, очевидно, роль главного священного символа в древнем ритуале, олицетворяя собой место присутствия божества. На этом же участке раскопки открыли огромное количество приношений, в виде терракотовых фигурок, датируемых VIII-V веками до н.э.
Первое письменное упоминание на Кипре о боге Аполлоне относится только к V веку до н.э., и было найдено на известняковой статуе, называемой «храмовый мальчик» («Temple boy»). Более поздняя надпись IV века до н.э. обращена к Аполлону Winepress («винодавителю»), и лишь в середине III века до н.э. надписи в святилище посвящены уже «Лесному» Аполлону – Аполлону Илатскому.
Святость места, на котором находится храм, строго оберегалась, и «Тот, кто дотрагивался до алтаря Аполлона, и таким образом осквернял божество, тот сбрасывался в море с одного из близлежащих крутых утесов» - так писал об этом Страбон (63 г. до н.э. – после 21 г. н.э.) - античный автор обширного труда «География».
Храм, руины которого можно видеть и сегодня, был построен во время правления Нерона (Tiberius Claudius Nero, 54–68 гг.). Однако строился не в один прием, а достраивался, расширялся и улучшался многими цезарями и правителями. Сохранились надписи, согласно которым часть построек, а именно комнаты напротив портика, были возведены в честь Аполлона Илатского и Цезарийского в 101 году императором Траяном (Marcus Ulpius Traianus, 53–117 гг.). Их сооружение и посвящение проводилось под надзором проконсула Кипра Квинтуса Лабериуса (Quintus Laberius Justus Cocceius Lepidus).
Реконструкция храма Аполлона Илатского. Так выглядел портик во II веке
1 2 3 4 5