***
Мир духа рядом, дверь не на затворе,
Но сам ты слеп, и всё в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него.
Гете "Фауст"
Описанная выше древнейшая неолитическая культура кипрского протогорода Хирокития достойна того, чтобы внимательно взглянуть на нее не только с точки зрения найденных там археологических артефактов. Намного более интересно попытаться хотя бы приблизительно понять систему взглядов этих людей на окружающий их мир, идеи, пронизывающие их странную, загадочную культуру, и то, что сейчас принято называть «духовной жизнью».
Долгое время считалось, что глубинная человеческая сущность неизменна. Люди с их характерами, страстями, желаниями, нуждами остаются всегда такими, как мы их знаем, а история – это лишь смена событий, нравов и быта… На самом же деле, изменение общества – это прежде всего изменения психологии людей.
При исследовании истории человеческого общества, в поле зрения ученых, в основном, оказывается лишь очень узкий сектор – каменные, глиняные, костяные изделии древнего человека, остатки жилища; при этом совершенно игнорируется природная среда, а возможные концепции духовной, религиозной, культурной жизни древних сообществ так, по сей день и не выстроены в законченную систему.
Тем более интересным представляется взглянуть на некоторые аспекты этих загадочных культур глазами оккультных и эзотерических мыслителей, которые, возможно, не всегда сильны в вопросах археологических спецификаций и датировок, однако обладают исключительно тонким и отточенным пониманием эволюции духовных и религиозных концепций человечества. В качестве отправной точки можно выбрать факт, с которым и научно-критическая и эзотерическая и мысль находятся в полном согласии: известной нам эпохе господства религиозных культов, начиная от древнейших, предшествовала намного более длительная эпоха практической, можно даже сказать, утилитарной в своей прагматичности, магии. Отдаленные отголоски этого явления дошли даже до нашего времени, в виде так называемых шаманских или магических практик, сохранившихся у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки.
Несмотря на разнообразие в местных деталях, все эти практики с древнейших доисторических времен были пронизаны единой фундаментальной концепцией – наш мир всего лишь часть намного большего мира, в котором обитает множество живых, обладающих осознанием существ. В этом мире могут обитать и люди при определенных условиях, причем обитать не в смысле отчлененной от тела души в той или иной форме загробного инобытия, а полноценно и практически продолжать свою жизнь человеческого индивидуума, безгранично расширившего рамки своей вселенной. Именно эта, очень прагматическая концепция кроется за «наивными» фразами шаманизма о «духовных силах предков», пронизывающих наш объективно-реальный мир. Именно концепция продолжающего свою жизнь в качественно ином состоянии индивидуума, активно взаимодействующего и воздействующего на своих собратьев-людей, прежде всего на своих ближних и потомков, в этом мире, в своем роде «охраняющего» путь перехода в новое бытие для живущих пока здесь, и позволяет взглянуть под новым углом зрения на загадочные неолитические культуры.
Ведь действительно, сам собой напрашивается очевидный вопрос: почему люди, жившие в древнейшем неолитическом поселении Кипра - Хирокитии, поступали со своими умершими таким странным образом? Почему они не хоронили их на особых кладбищах, как принято, последние