Это означало непрерывность крито-микенской письменной традиции, уходящей корнями в глубокую древность (к началу Π тыс. до н. э.). Данное обстоятельство необходимо иметь в виду и в полной мере учитывать сторонникам гиперкритического подхода к анализу сведений античных историков о ранних периодах истории Эллады (поскольку и сегодня гиперкритики ставят иногда под очень большое сомнение достоверность
5 Фридрих И. История письма. М., 1979. С. 92-94.
6 В данной связи вполне закономерным представляется нам сохранение в греческом языке и в "темные века" микенского термина γροφεύς (γραφεύς) - "писец" и при этом нет никакой необходимости предполагать утрату им на какое-то время своего устоявшегося значения (ср. Казанский Η. Н. Микенское обозначение писца // Международный симпозиум "Античная балканистика 6". Этногенез народов Юго-Восточной Европы. Этно-лингвистические и культурно-исторические взаимодействия Балкан и Циркумпонтийской зоны. 18-22 октября 1988 г. Тезисы докладов. М., 1988. С. 17).
таких исторических данных, как основанных якобы только на передаче информации в традиционных формах устного народного творчества (7) ). Некоторые коренные греческие области - например, Аркадия, Аттика, Ахайя, Элида - в наименьшей степени затронутые последствиями опустошительных миграций и военных столкновений эпохи дорийского завоевания и легендарного "возвращения Гераклидов" в Пелопоннес, сохранили во многом этнокультурные и даже легитимно-династические традиции ахейского времени. Так, в Аркадии власть по-прежнему удерживали цари из древней местной династии пеласго-ахейского происхождения. Потомки различных ветвей царского рода Нелеидов из Пилоса заняли выдающееся положение в Афинах, а один из них — Мелант - воцарился там (от него и его сына Кодра вели свое родословие также несколько правящих домов в колонизованных афинянами ионийских городах на западном побережье Малой Азии). Прямые наследники Атридов после изгнания их дорийцами из Арголиды и Лаконии стали царствовать в Ахайе и малоазийской Эолиде. Представитель боковой линии прежней династии - Оксил - получил власть над Элидой с помощью своих дорийских союзников (8).
Однако в резко изменившихся экономических и социальных условиях подобные явления выглядят лишь как реликты прошлого. В полной мере, со всеми существеннейшими чертами (не только лингво-этническая, сакрально-культовая и генеалогическая преемственность, но также сохранение на определенный период времени главных принципов политико-административной организации хозяйственной жизни общества, так называемого "дворцового типа", и тесно связанной с ней в генетическом и функциональном отношениях системы письма) микенская цивилизация в самый роковой для нее момент устояла только на Кипре. Поэтому туда надолго переместился центр греческой культуры и именно там могли дальнейшие поколения эллинов снова почерпнуть многое из того, что ранее было накоплено, а затем утрачено ими в Эгеиде.
7 Ср.: Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990. С. 109. Следует однако напомнить, что во многих других работах, и более раннего, и более позднего времени, данный исследователь демонстрирует иной подход к свидетельствам эллинской традиции.
8 Подробнее обо всем этом см. в следующей главе. |