Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
ИСТОРИЯ КИПРА

Саламин (Саламис)

Саламин (Саламис)

МОЛЧАНОВ А. А. Ахейская Греция и Кипр:
непрерывность традиций

в книге: МОЛЧАНОВ А. А. Социальные структуры и общественные отношения в греции II тысячелетия до н. э. (проблемы источниковедения миноистики и микенологии) С. 179-183
Ответственный редактор - доктор исторических наук Л.П. Маринович., Москва 2000

Материал предоставил Halgar Fenrirsson

 

Утверждение о том, что разрушение подавляющего большинства городских центров на юге Балканского полуострова на рубеже эпох бронзы и железа, за которым последовало наступление так называемых «темных веков», ознаменовало конец микенской (ахейской) цивилизации, стало уже общим местом в работах, посвященных истории древней Греции. Для такого утверждения применительно к эгейским материковым и островным территориям безусловно имеются веские основания. Однако, если вспомнить о реальных границах микенского мира, то приходится констатировать, что указанный тезис все-таки не вполне соответствует действительности. Дело в том, что катастрофа, или по меньшей мере деградация и упадок, постигли очень многие, но не все греческие центры позднебронзового века. Продолжавший вполне благополучно процветать островок микенской цивилизации, со всеми ее характерными чертами сохранился на Кипре. Несколько царств создали ахейские переселенцы, колонизовавшие берега острова возможно уже начиная со второй половины XV в до н. э. (то есть после крушения крито-минойской Кносской морской державы). Непрерывное существование этих ахейских царств прослеживается вплоть до эллинистического времени. Источники различных видов неопровержимо свидетельствуют о том, что на дальней восточной окраине греческой ойкумены и в конце II тыс. до н. э. и в последующие столетия по-прежнему продолжали жить, нормально функционируя, все те же государственные образования дополисного, так называемого «дворцового» типа при одновременном сохранении в полной мере этнокультурной преемственности. Яркие признаки этого континуитета обнаруживаются исследователями уже давно. Первыми их смогли выявить вполне достоверно, на должном научно-методическом уровне, лингвисты (еще в конце ХIХ в.), обратившие внимание на особую близость кипрского и аркадского диалектов греческого языка (1) (а в Аркадии, как известно из сообщений эллинских авторов, и после дорийского завоевания Пелопоннеса сохранялось старое ахейское население).
Важный материал, подтверждающий и во многих конкретных деталях специфически уточняющий тот же тезис, дала археология (2). Мощные фортификации, возведенные с применением циклопической техники каменной кладки, дворцовые и храмовые комплексы и другие монументальные архитектурные сооружения, созданные зодчими-киприотами, непосредственно продолжали микенскую градостроительную традицию.
В распоряжении историка имеется и целый ряд свидетельств древнегреческой исторической традиции по интересующему нас сюжету (3). Это прежде всего прямые указания на основание греками-ахейцами в додорийский период того или иного крупного поселения на Кипре (4), превращавшегося затем в резиденцию ойкиста-анакта - столицу заново формирующегося государственно-политического образования типа царств материковой и островной Греции позднебронзового века (то есть микенского типа).По словам Геродота (V. 113; VII. 90), греки-киприоты

Следующая

 

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.