4
В королевстве Лузиньянов в XV в. имела место практика освобождения крестьян от уз серважа. Право освобождения принадлежало королю, и любой сеньер мог освободить крепостного только с санкции верховного сюзерена. В этом порядке видится влияние норм французского феодального права. Единообразие грамот об освобождении было результатом выработанной практикой трафаретной формы подобного рода документов (28). Освобождение протекало в форме выкупа повинностей, связанных с личной зависимостью. В XV веке на Кипре оно проходило довольно интенсивно (29). Достаточно сказать, что в конце века количество лично свободных крестьян на острове почти вдвое превышало число сервов (30). По статистическим данным париков было 44435, а «лично свободных» —72702 (31). Почти во всех одиннадцати административных районах королевства число свободных крестьян в 2—3 раза превышало количество крепостных. Только в районах Лимасола и Пендайи их соотношение было обратным.
Правовое и экономическое положение прослойки сельского населения острова, называвшегося по-гречески элефтерами, а по-французски — франкоматами, не представляется до конца ясным. На этот счет существуют противоречивые мнения. В работах западных историков по Кипру встречаются краткие сведения об этой категорий местных крестьян. Назовем в этой связи работы Аластоса, Ньюмэна, Бриона, Хилла, Эмилианидеса. Элефтеры — эмансипированные парики, имевшие право владеть собственностью и платившие сеньерам от 1/5 до 1/10 части урожая. Есть убеждение, что они не подчинялись сеньеру, но зависели от короля (32). Их свобода состояла в праве переменить сеньера, а работали они, отдавая половину урожая тому сеньеру, на земле которого в данный момент жили (33). Дети, рожденные после освобождения родителей, были свободными. Если элефтеры женились на женщинах из разряда париков, то родившиеся от такого брака дети считались принадлежащими к низшей категории крестьянства. Д. Аластос полагает, что элефтеры находились под властью короля и только ему были обязаны платежами (34). Некоторые авторы считают, что эти крестьяне обязаны были нести натуральные повинности продуктами земледелия сеньеру, их освободившему (35), если они продолжали оставаться на его земле. С последним мнением солидарен и Беньо (36). При известной разнице в характеристике кипрских элефтеров европейские ученые единодушны в том, что элефтеры — франкоматы — это освобожденные парики.
В этой связи уместно будет обратиться к толкованию термина «свободный» советскими византинистами. Это необходимо потому, что Кипр до овладения им латинянами почти восемь столетий входил в состав Византии, и там тоже существовала такая прослойка крестьян. Не излагая здесь подробно существующих по этому вопросу мнений (Каждана А. П., Горянова Б. Т., Сметанина В. Α., Острогорского Г. А.) и учитывая имеющиеся разногласия, ограничимся только самым общим выводом: «Их (крестьян) свобода отнюдь не является категорией социальной и обозначает лишь временную свободу от податных обязательств — следствие отсутствия у них имущества и местожительства. Поселяясь на земле монастырей или светских феодалов, они теряли и эту свободу, принимая на себя обязательства по отношению к землевладельцу, но обычно долго не смешивались с прочими коренными париками, продолжая и далее называться элефтерами» (37). Скорее всего, наличие прослойки элефтеров в Византии было связано с прошлой свободой, которой пользовались крестьяне. Возможно, что такое явление отчасти имело место и на Кипре, но по нашим источникам определенно говорить об этом нельзя. На Кипре было явление другого порядка. Положение
королевства как латинской колонии, возникшей в процессе завоевания, предполагало единовременное закрепощение крестьянства, разделение большей части земельного фонда между западными феодалами. Наличие на острове свободных крестьян — результат имевшейся здесь практики их освобождения от крепостного состояния.
В актах об освобождении сервов не перечислены феодальные ренты и повинности, которые должны были выполнять крестьяне, получившие статус франкоматов-элефтеров. Тем не менее мы можем составить представление о совокупности их феодальных обязанностей. Обратимся к письменному свидетельству Ф. Аттара. В своей хронике в числе прочих социальных групп королевства он называет и элефтеров, утверждая, что они — бывшие парики, ставшие разными способами свободными. «Они, — продолжает он, — не облагались налогом, исключая небольшой ангарий» (38). В чем конкретно выражалась эта повинность, по данным хрониста сказать трудно.
1 2 3 4 5 6