2
издания содержат комментарии феодального права, составленные в XIII в, Филиппом Наваррским, и руководство, являвшееся учебником, которое было составлено графом Яффы Ибелином (4). Разумеется, мы использовали только некоторые из содержащихся там документов.
Необходимую помощь при решении вопроса оказывают сведения из хроник Леонтия Махеры и Франсуа Аттара (5).
Феодальная система, по которой было организовано королевство Кипр, предопределяла разделение общества на феодалов, класс которых был неоднороден по этническому составу, и феодально-зависимое крестьянство. Представители высшего класса в королевстве Лузиньянов принадлежали в основном к выходцам с Запада, получившим после водворения на острове в самом конце XII в. поместья с сидевшими на земле, крестьянами. Среди феодалов мы находим также и греков--киприотов, которые еще до прихода латинян пользовались феодальными привилегиями и трудом зависимого крестьянства (6). Крестьянский же класс в этническом отношении был однородным — это греки-киприоты православного вероисповедания.
Терминология, употреблявшаяся для обозначения категорий кипрского крестьянства, представляет определенную трудность. Она происходит из-за наложения элементов западноевропейского феодализма на византийскую феодальную структуру, существовавшую на острове до прихода крестоносцев. В самом деле, специфические условия, сложившиеся в колониях, завоеванных латинянами, могли породить сложности и неопределенности в терминологии, употреблявшейся для обозначения крестьянского населения. Тот факт, что класс феодалов на острове состоял из представителей ряда европейских стран, естественно предполагал здесь для названия крестьян термины, которые были обычными в практике на родине сеньеров. До прихода же западных рыцарей на остров здесь использовалась греческая терминология, согласно которой лично зависимые крестьяне назывались париками, а лично свободные — элефтерами. Вопрос этот, таким образом, кроме социального имеет еще и лингвистический аспект.
Данные источников не вызывают сомнения по поводу положения той части крестьянства, которая называлась париками и занимала самую низшую ступень на социальной лестнице в феодальном королевстве Кипр. Действительно, это самая зависимая и самая бесправная часть общества в королевстве Лузиньянов. Парики (в византийском феодальном праве) во французских документах из собрания Мас Латри назывались сервами. Они отдавали сеньеру, 1\3 часть урожая, выполняли барщину (104 дня в году) (7), платили налоги государству (8). Прикрепленные к земле, они не могли покинуть ее без разрешения сеньера, без санкции последнего не могли жениться, в праве сеньера было наказать парика любым способом, исключая телесные наказания и предание смерти (9). Разрешалось продавать и обменивать крестьян (10). До самого конца XV века парик мог быть обменён на животное (коня, собаку), сокола. В 1493 г. венецианцы запретили такой обмен и постановили, что крепостного можно обменять только на ему подобного (11). Обратимся к записи, сделанной в книге Секрета 7 апреля 1468 г. Король Кипра подарил даме Эшив де Норе двух крепостных женщин из деревни Аквиа (12). Они (мать и дочь) стали полной собственностью названной дамы. Далее в указанном документе идет перечисление прав, которые Эшив де Норе имела на своих крепостных: подарить, продать, отдать в залог, отдать в монастырь, освободить. Достаточно большое количество документов подтверждает, что этими правами по отношению к своим парикам-сервам весьма широко пользовались феодальные собственники на Кипре. Жизненная реальная практика XV столетия, дает нам много тому подтверждений (13). В случае дарения деревень и феодов вместе с землей, обработанной и необработанной, надворными постройками и прочей собственностью получатель становился и владельцем крепостного населения, сидевшего на данной земле, и в силу прикрепления к последней продолжавшего нести прежние повинности (14).
Из этих же свидетельств мы узнаем и об обязанностях крепостных крестьян. Вот перечень их повинностей: chenage — натуральные поборы, angaries— отработки, apaut — денежная рента, (15) dimois — церковная десятина, testagium — поголовная подать в пользу короля. Последняя составляла 38,5 безанса в год(16). К прочим крестьянским обязательствам относился соляной налог в пользу государства (17): торговля солью на острове являлась, королевской монополией. Парики, кроме того, платили сеньеру марешез — побор за право выпаса крестьянского скота. На Кипре XV в. он исчислялся
в денежном выражении (18).
1 2 3 4 5 6