5
с превосходной мозаикой, изображавшей Орфея. Теперь они снова засыпаны. В центре города, близ оборонительной стены императора Констанция, находится территория городского рынка, или агоры, условно называемой «Каменным форумом». Длинная, вытянутая с севера на юг площадь агоры (размером около 250X60 м) была окружена каменной колоннадой; местами барабаны колонн, покрытые стуком, еще стоят на высоту около девяти метров; сохранились обломки коринфских капителей; в портиках за колоннадой располагались ряды лавок. В южном конце агоры видны руины храма Зевса Олимпийского; широкая лестница ведет к высокому подиуму, на котором стояло самое здание храма, состоявшее из прямоугольной целлы с монументальным портиком перед входом. Еще видны упавшие барабаны и капители колонн портика, далеко превосходящие по размеру колонны агоры. Храм Зевса был, несомненно, одним из самых величественных римских храмов на Кипре. О дате его постройки свидетельствует найденная при раскопках надпись в честь жены Августа, Ливии, с посвящением Зевсу Олимпийскому.
На северном конце агоры находились пропилеи — парадный вход на рыночную площадь, образованный пятью арками; часть их включена в стену огромной цистерны для хранения воды, устроенной здесь в ранневизантииское время; сюда поступала вода, подводившаяся акведуком из источника Китрея (в пятидесяти восьми километрах западнее города). Следы этого акведука прослеживаются почти на всем его пути, а в некоторых местах, уже за городом, еще возвышаются монументальные каменные арки, опирающиеся на массивные четырехгранные столбы.
Северо-западнее агоры находится скопление колонн, сделанных из египетского гранита, очевидно привезенного сюда из Нижнего Египта. Это остатки так называемого «Гранитного форума»; предполагают, что здесь находился римский форум — центральная площадь города. Между этим местом и агорой видны фундаменты раннехристианской базилики, самой большой и самой древней на острове. Базилика была построена во второй половине IV века н. э. как метрополия христианской Констанции; первоначально она была разделена на семь нефов, причем боковые были очень узкими, но затем с каждой стороны по два нефа были соединены вместе, разделяющие их колонны удалены, так что осталось всего пять нефов. Центральный неф обрамлен коринфскими колоннами, взятыми из более ранних римских зданий, внешние нефы разделены четырехгранными столбами. Из трех апсид базилики лишь центральная выступает за пределы стен. Здесь находятся поднимающиеся ступенями сиденья для священнослужителей. Близ южной апсиды видна мраморная гробница, ныне пустая. Предполагают, что она предназначалась для св. Эпифания, основателя базилики, останки которого, в числе прочих христианских реликвий, были увезены в Константинополь императором Львом Мудрым (886—912 годы н. э.). Большая базилика просуществовала сравнительно недолго и разрушилась уже в VII веке н. э; в конце этого века в ее восточной части была устроена церковь значительно меньшего размера.
В ранневизантийском Саламине существовало несколько христианских храмов. Раскопками последних лет открыта еще одна базилика IV века н, э., трехнефная, с нартексом и атриумом, принадлежавшим, очевидно, какому-то более раннему римскому зданию. Все эти здания, после того как Саламин был разрушен арабами в VII веке н. э. и заброшен жителями, широко использовались жителями соседнего средневекового города Фамагусты как источники строительного материала.
Саламин, последняя столица римского Кипра, завершает обзор античных памятников острова и подводит нас к новому периоду в его истории, длительному периоду средневековья.
1 2 3 4 5