4
первоначальные мозаики, правда, в сильно поврежденном виде. Лучше других сохранился декор зала, находящегося в южной части здания. В одной из ниш открыто изображение Ниобид, гибнущих от стрел Аполлона и Артемиды. В другой — расчищена фигура полулежащего речного бога Эврота, имя которого выложено белыми камешками по черному фону мозаики. Он изображен в традиционной позе, лежит, опираясь на опрокинутый сосуд, из которого льется вода; на голове у него венок, в левой руке пальмовая ветвь. Справа от Эврота сохранилось крыло белого лебедя, над ним видна часть фигуры летящего Эрота; сцена, очевидно, изображала Леду и лебедя; вокруг прямоугольной рамы картины идет широкая полоса орнамента из перевитых лент. Мозаики отличаются яркой полихромией, доминируют красный, желтый, зеленый цвета.
Помимо мозаик стены помещений терм были украшены фресками, от которых в нескольких местах сохранились незначительные остатки. Выложенные мрамором бассейны устроены в центральном и южном залах.
Гимнасий Саламина — одно из самых величественных зданий римского и ранневизантийского периода на Кипре.
Другим не менее интересным памятником Саламина является театр, расположенный метрах в ста к югу от гимнасия. Он был открыт археологами в 1959 году.
Театр Саламина был построен, как и гимнасий, в августовскую эпоху, в начале I века н. э.; позже он неоднократно подвергался несущественным переделкам и был полностью заброшен в IV в. н. э., когда некоторые его части, например плиты мраморной вымостки орхестры и колонны скены, были использованы для сооружения здания терм, сменивших гимнасий. План театра аналогичен планам театров Куриона, Пафоса и Соли. Полукруглая орхестра обрамлена скамьями для зрителей (театрон) и замкнута зданием скены. Театр Саламина значительно больше других театров острова, диаметр его орхестры достигает двадцати семи метров; это один из самых больших театров во всем Средиземноморье. Однако наиболее существенное отличие его от таких театров, как в Соли, заключается не в размерах, а в том, что он построен не на естественном склоне холма, а на ровном месте; театрон покоится на мощных подпорных стенах, нижние части которых, сохранившиеся на довольно значительную высоту, были открыты раскопками. Такое устройство, характерное для римских амфитеатров, нередко применялось римлянами и в строительстве театров, когда для их устройства нельзя было найти подходящий склон холма или скалы. Внешняя подпорная стена театра, широким полукругом охватывающая его, состоит из двух мощных панцирей, сложенных из блоков песчаника; пространство между ними заполнено бутом — большими и мелкими необработанными камнями; первоначальная высота внешней стены была около двадцати метров; от нее к центру театра шли радиальные стены, меньшей толщины, постепенно понижавшиеся; на них лежали ряды скамей театрона, которых насчитывалось не менее пятидесяти. Примерно на середине расстояния от внешней стены до скены под скамьями был сделан проход, мощенный каменными плитами. От скамей для зрителей сохранились лишь нижние три ряда, облицованные плитами белого известняка. Они лежат прямо на каменной субструкции; верхние ряды скамей, которые можно видеть в настоящее время, являются новейшей реставрацией. Широкие проходы между театроном и скеной ведут к узкой дорожке, огибавшей орхестру. Отсюда по восьми радиальным лестницам, разделявшим театрон на девять секций, можно было подняться до самых верхних рядов скамей. В центре шестого ряда оставлено место для более роскошных сидений, предназначавшихся для почетных зрителей.
От мраморной вымостки орхестры теперь остались лишь незначительные следы; в центре ее стоял круглый алтарь в честь бога Диониса; здесь совершались жертвоприношения перед началом представлений. По сторонам орхестры, у начала пародов, видны круглые базы статуй с надписями, сообщающими, что они поставлены в честь императора Коммода и цезарей Константина и Максенция. Орхестра была замкнута монументальной скеной, достигавшей сорока метров в длину; площадка ее — проскениум — возвышалась над уровнем орхестры на два метра. От здания самой скены, некогда богато украшенного колоннами, нишами и скульптурами, в настоящее время почти ничего не сохранилось.
Гимнасий и театр являются наиболее интересными античными сооружениями древнего Саламина. Помимо них в городе сохранились и другие сооружения, еще далеко не полностью расчищенные из-под засыпавшего их песка.
Юго-восточнее театра расположено массивное здание римских бань; дальше на юг еще в 1889 году были открыты фундаменты римской виллы
1 2 3 4 5