КОРОВИНА А. К., СИДОРОВА Η. А. Города Кипра
Церковь свв. Варнавы и Илариона в Перистероне, близ Никосии
Еще более интересным, чисто кипрским вариантом соединения базиликальной и купольной постройки является церковь, построенная в честь святых Варнавы и Илариона в Перистероне, селении западнее Никосии. Церковь эта представляет собой базилику с тремя нефами, завершающимися полукруглыми апсидами; нефы перекрыты сводами; пять куполов расположены в схеме креста: три больших купола — по оси центрального нефа и по одному, меньших размеров, куполу — на боковых, более низких нефах. Конструкция церкви удивительно четко выражена в ее внешних объемах, отличающихся простотой и ясностью решения. Массивные, сложенные из каменных квадров стены делают церковь похожей на крепостное сооружение. Это впечатление увеличивается узкими, как бойницы, окнами, прорезающими стены апсид и центральных куполов, а также контрфорсами, укрепляющими боковые стены здания. Приземистые барабаны, увенчанные низкими куполами, не нарушают компактные внешние объемы церкви. Четырехгранная колокольня, возвышающаяся у западного фасада церкви, была пристроена к ней значительно позже. Лаконизм и четкость членений характеризуют и решение внутреннего пространства церкви. Боковые нефы отделены от центрального не рядами колонн, как в раннехристианских базиликах, а массивными стенами, прорезанными арками. Белые стены, лишенные первоначальных фресковых росписей, придают этому храму известную суровость. От первоначального убранства церкви в Перистероне сохранились лишь великолепные деревянные резные двери западного входа. Их простая, геометрически четкая резьба, несомненно, навеяна древней чеканкой по металлу. Иконы, украшающие иконостас, относятся к значительно более позднему времени.
От фресковых росписей ранних византийских церквей на Кипре ничего не сохранилось, и у нас почти нет данных, чтобы судить о кипрской живописи этого времени. Поэтому особенно интересен фрагмент кипрской иконы X века из церкви архангела Михаилав Левкониконе с изображением трех апостолов. Плоскостно-графический стиль этого образца ранней кипрской иконописи перекликается с росписями восточных провинций Византийской империи, прежде всего с сирийско-египетским кругом.
|