сооружен в XI веке. С юга к нему добавлена в XVI веке капелла с готическими сводами. Но в более позднюю церковь включена апсида, сохранившаяся от ранней христианской базилики. В этой низкой, ушедшей в землю апсиде, которая теперь кажется незначительным придатком церкви, сохранилась великолепная мозаика, изображающая богоматерь с младенцем на руках, между архангелом Михаилом и Гавриилом, каждый из которых держит сферу и жезл. По этой мозаике, занимающей всю конху (свод) апсиды, церковь носит имя Панагии Ангелоктистос (Всеблагой госпожи ангелов). В таинственном полумраке алтаря, освещаемого лишь свечами или фонарями, на золотом фоне мозаики вырисовывается фигура богоматери, одетой в темный синевато-зеленый хитон и красный мафорий, окутывающий ее плечи и покрывающий голову. Мастера, исполнившие эту мозаику — возможно, что над ней работало несколько художников, — умело использовали цвет для акцентирования главных частей изображения: на темных одеждах богоматери ярким пятном выделяется младенец в светлом, золотом одеянии. Изображение богоматери выдержано в иконописных традициях ранневизантийского искусства. Особенно выразительно ее лицо с огромными, устремленными прямо на зрителя темными глазами, фигура архангела Михаила сильно повреждена, сохранились лишь голова, рука и край одежды. В фигуре же архангела Гавриила, стоящего справа от Марии, с его великолепными зелеными крыльями, украшенными павлиньими перьями, и белыми с синеватыми тенями одеждамиясно ощущаются традиции эллинистического искусства. К античным прообразам восходит также богатое орнаментальное обрамление полукруглой ниши, в которой находится мозаика, — пышные листья аканфа, среди которых, как бы вырастая из них, помещены фигуры птиц и животных. Особенно характерны переданные в перспективе округлые основания фонтанчиков, помещенных по сторонам конхи. О христианском происхождении этого орнамента напоминает лишь равноконечный крест в центре обрамления, над головой богоматери. Техника мозаики — очень мелкие кубики, с помощью которых исполнены лица и руки фигур, и более крупные на их одеждах, а также попытка передачи объема фигур светотеневой моделировкой — свидетельствует о сохранении в ранневизантийское время высокого мастерства, достигнутого мозаичистами Кипра в античную эпоху. Все эти особенности заставляют датировать мозаику церкви в Кити не позднее начала VII века; эта дата в настоящее время признана большинством исследователей, хотя первоначально были большие колебания в ее датировке — от V века до XII века.
Церковь в Кити была, конечно, не единственным памятником ранневизантийского искусства на Кипре. Здесь существовали различные художественные школы. С мозаикой церкви в Кити интересно сравнить
|