Конец XV в. до н. в. вносит принципиальные изменения в картину внешних связей Кипра, ранее направленных к Востоку, - остров вступает в тесные сношения с ахейской Грецией. Микенская керамика появляется на Кипре в конце XV в. до н. э.; в следующем столетии на остров прибывают микенские колонисты. Микенская посуда этого времени, найденная на Кипре, судя по особенностям росписи, в которой часто встречаются изображения быков, колесниц (довольно редкие в Греции), производилась в восточной части Средиземноморья, вероятно и на Кипре (14). Эта типичная микенская керамика резко отличается от местной, в большинстве своем ручного производства. Позднее, к концу XIII-XII вв. до н. э., различие сглаживается и микенские черты сочетаются с местными и восточными в группе керамики местного производства, называемой Э. Гьерстэдом "леванто-элладской низкого качества" ("debased Levanto-Helladic") (15) (Рис. 1. Кипрские сосуды XII в. до н. э. группы "леванто-элладской низкого качества")
По качеству эта группа керамики с небогатой росписью в виде прямых и волнистых линий действительно хуже ранней и современной ей микенской посуды. Она сходна с широко распространенными в Восточном Средиземноморье (в связи с движением "морских народов") типами керамики так называемого "провинциального субмикенского стиля" (16). На Кипре, в Энкоми, эта посуда "низкого качества" появляется впервые в слоях, лежащих над следами разрушения, связанными с этими передвижениями (17). Наряду с этой группой четко выделяется группа керамики, называемая "proto-white painted" (18) (рис. 2-3), также характеризующаяся сочетанием микенских и местных элементов, но технически выполненная значительно совершеннее, с лучшим качеством глины и также, в отличие от группы "debased", сформировавшаяся на основе наиболее поздних групп микенской керамики "granary" и "close style". Она отличается также большим разнообразием и сложностью форм и орнамента (19). Появление этой керамики на Кипре в XII в. до н. э. нужно связывать, видимо, с новой волной ахейской колонизации после Троянской войны (20). Эта связь подтверждается одновременным появлением в Курионе и Лапифосе камерных погребений позднемикенского типа (21) с сосудами "proto-white" (22). Хотя кипрскую керамику двух описанных групп называют "субмикенской", наименование это условно, так как собственно субмикенская керамика Балканской Греции на Кипр не попадала. Кипрский и греческий субмикенские стили - явления не тождественные, а параллельные, восходящие к позднемикенским образцам типа "granary" и "close". Греческая субмикенская керамика, представляющая собой их ухудшение (23), сравнима с классом "dehased", но не с "proto-white", который по значению для последующего развития скорее можно сопоставить с протогеометрическим стилем Греции. Однако если протогеометрика в корне преобразовала субмикенские формы, орнамент и улучшила технику (24), на Кипре группа "proto-wnite" явилась мостом, который связал позднемикенекую керамику хорошего качества с раннегеометрической - "white-painted". Таким образом, микенские традиции перешли в кипрскую керамику в менее преобразованном виде. Изменения сводились к окончательному оформлению качеств, характерных уже для ранних образцов "proto-white" (см. рис. 2-3).
Рис. 2. Сравнительная таблица кипрской керамики конца II - начала I тысячелетия до н. э.
I, III - конец II тысячелетия до н. э. (позднебронзовый период);
II, IV - начало I тысячелетия до н. э.
Сосуды 1, 4, 7-8, 16, 19, 21, 23, 25 принадлежат к группе керамики "proto-white";
2-3, 5-6, 9-11, 20, 22, 24, 26 - к группе раннегеометрической керамики;
6, 12, 13, 15-20 - посуда без росписи