В живописной гористой местности, к югу от Кирении, близ селения Кугсовендис, раскинулись постройки монастыря св. Иоанна Хрисостома (Златоуста). Основан он был в середине XI века, но от его первоначальных сооружений мало что сохранилось. Ограждающие монастырь с двух сторон здания келий с их сводчатыми галереями построены в позднее время, так же как и некрасивое здание церкви, для сооружения которого был разобран существовавший здесь ранее византийский храм. Рядом с новой церковью сохранилась небольшая церковка XII века, увенчанная одним куполом; стены и купол ее сложены из чередующихся рядов камня и кирпича — прием, характерный для архитектуры Византии. Внутри нее сохранились, правда в плохом виде, остатки росписи XII века, также свидетельствующие о близости к константинопольской школе. Надпись, открытая на юго-восточном столбе церкви, сообщает, что она была воздвигнута по повелению правителя Кипра Евматия Филокалеса, друга императора Алексея Комнена, который, очевидно, использовал константинопольских мастеров для ее строительства и украшения росписью.
В трехстах метрах южнее монастыря находится другая сильно разрушенная церковь, также датирующаяся XII веком. В ней сохранились интересные фрески этого времени, в том числе редко встречающаяся сцена оплакивания Христа, очень простая по композиции, отличающаяся большой выразительностью и тонкостью исполнения. Вероятно, роспись этой церкви была осуществлена теми же мастерами, которые выполнили роспись церкви самого монастыря. О кипрской фресковой живописи этого периода дает представление лучше всего сохранившийся цикл росписей конца XII века в церкви Богоматери в Араку, близ Лагудера, в горах западного Кипра. Церковь эта была сильно перестроена в позднейшие годы, расширена с запада и покрыта новой, двускатной, кровлей, но внутри росписи остались неповрежденными, за исключением фресок, погибших при разрушении западной стены. Надпись над входом в северной стене церкви сообщает, что она была расписана в 1192 году на средства некоего Льва Аутента. Роспись близка к современной ей живописи Константинополя: очевидно, ее исполнил какой-то прибывший из столицы художник, может быть, с помощью кипрских мастеров. Новшеством, не встречавшимся в более ранних циклах кипрских росписей, явно заимствованным из Византии, является образ Пантократора — Христа-Вседержителя, помещенный в куполе храма. Яркие, праздничные одежды, в которых доминирует насыщенный голубой цвет, не могут смягчить трагически-печальное выражение его лица. Этот образ так же характерен для византийского искусства, как и другие персонажи росписи церкви в Араку. Хороши фигуры библейских пророков, помещенные в барабане купола в простенках между окнами. Исполнены величия их лица, изборожденные морщинами, обрамленные длинными всклокоченными волосами и бородами. Стиль росписи отличается экспрессивностью, несколько манерным характером передачи складок одежды, лежащих дробными, ломаными изгибами, подчеркнутой графичностью. Большую роль играет густой черный контур.