Краткий обзор истории еврейской общины на Кипре
Статья опубликована с разрешения авторов проекта "Электронная еврейская энциклопедия"
КИПР (на иврите קַפְרִיסִין, Кафрисин), остров в восточной части Средиземного моря. Некоторые ученые отождествляют с Кипром (или с его частью) упоминаемую в Библии (Быт. 10:4; Иех. 27:7; I Хр. 1:7), угаритских и египетских источниках, а также в документах Мари и Эль-Амарнских письмах землю Элиша, экспортирующую медь (согласно Иехезкелю — голубую ткань и пурпур). Встречающееся в Талмуде название «Кафрисин» как обозначение места, вино которого служило одним из ингредиентов воскурявшегося в Иерусалимском храме фимиама (Кр. 6а; ТИ., Иома 4:5, 41в), происходит от греческого названия острова — Kypros.
Появление на острове более или менее значительной еврейской общины относится, вероятно, к началу 3 в. до н. э., когда Кипр, как и Эрец-Исраэль, вошел в состав монархии Птолемеев. Достоверные данные о еврейской общине Кипра имеются с середины 2 в. до н. э.; Кипр был среди мест, куда в 139 г. до н. э. Рим, поддерживавший Иудею в ее борьбе с эллинистической Сирией, направил ноты с требованием уважать права местного еврейского населения (I Макк. 15:23). При Иоханане Гиркане I Иудея поддерживала тесные контакты с Кипром, о чем свидетельствуют находки на острове — многочисленные хасмонейские монеты. О процветании еврейской общины Кипра в этот период сообщает Иосиф Флавий (Древ. 13:284).
В 58 г. до н. э. Кипр вошел в состав римской Киликии. В правление Августа Ирод I получил половину доходов от разработки меди на острове и управление половиной рудников (Древ., 16:128). Внучка Ирода I Александра вышла замуж за Тимия, кипрского еврея знатного происхождения (там же, 18:131). О существовании значительной еврейской общины на острове на рубеже нашей эры свидетельствует письмо Агриппы I к императору Калигуле, в котором Агриппа утверждает, что Иерусалим является столицей не только Иудеи, но и всех евреев, включая кипрских. Согласно Деяниям апостолов (13:4–5; 15:39), Павел, Варнава Кипрский и Иоанн проповедовали в синагогах Кипра. Местные евреи не были благорасположены к христианскому учению, и некий Бар-Иехошуа пытался помешать апостолам оказывать влияние на римского губернатора (Деян. 13:6–8). В правление Траяна, по-видимому, в 116–117 гг. н. э. евреи Кипра, возглавляемые Артемионом, вместе с евреями Египта, Кирены и Месопотамии восстали против Рима. Согласно некоторым источникам, кипрские евреи разрушили Саламис, главный город Кипра, и убили 240 тыс. греков. После подавления восстания евреям было запрещено селиться на острове. Однако через некоторое время евреи вновь появляются на Кипре и в 3 в. восстанавливают синагоги: к 3 в. относится обнаруженная при раскопках менора с изображением лулава и этрога.
В начале 7 в. в Фамагусте существовала большая еврейская община. В 12 в. Биньямин из Туделы застал на Кипре общины раббанитов и караимов, а также общину евреев-еретиков, по-видимому, соблюдавших день недельного отдыха не в соответствии с еврейской традицией. В правление королей из рода Лузиньянов (1192–1489) Кипр из всех греческих островов Средиземноморья обладал наиболее значительным еврейским населением; еврейские общины существовали в городах Никосия, Фамагуста, Пафос и Лимасол. Церковные власти пытались