Константин Багрянородный о Кипре
По изданию: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.
Материал предоставил Halgar Fenrirsson
47. О переселении киприотов история повествует следующее
Когда остров был захвачен сарацинами (1) и в течение семи лет оставался ненаселенным (2), а архиепископ Иоанн (3) со своим народом (4) прибыл в царственный город, от василевса Юстиниана (5) случилось пожелание (6) на шестом святом синоде (7), чтобы тот вместе с его епископами и с народом острова получил Кизик (8) и совершал бы хиротонию (9), когда где не случится епископа, до тех пор пока не восстановятся самовластие и права Кипра (ибо и сам василевс Юстиниан был киприотом, как доныне от древних киприотов утвердилось мнение (10), так что было решено на святом шестом синоде рукоположить архиепископа Кипра проедром (11) Кизика, как записано в 39-й главе этого шестого святого синода.
Через семь лет по божьей воле василевс был побужден вновь заселить Кипр (12). Он отправил к амермумну Багдада (13) трех знатных киприотов, бывших уроженцами этого острова, называвшихся Фангумисами (14), вместе с неким разумным видным василиком (15), написав амермумну, чтобы он отпустил на место находившийся в Сирии народ острова Кипра (16). Вняв письму василевса, амермумн разослал по всем [частям] Сирии знатных сарацин, собрал всех киприотов и переправил на место. Василевс же также отправил василика и переправил тоже живших в Романии [киприотов], то есть в Кизике, в Кивирреотах и во Фракисиях (17). И остров был заселен.
Главы 47 и 48 тесно взаимосвязаны. По мнению Р. Дженкинза, гл 48 была отчасти источником гл. 47 и включена в труд по недосмотру (она составляла лишь сырой материал). Время написания гл. 47 и окончания гл. 48. 22-32 он относит к периоду, когда уже определился характер подготавливаемого труда (951-952 гг.), т.е. гл. 47 была написана одной из последних и отвечает выраженному во введении замыслу — дать представление о народах, окружающих империю, и о внутренних делах (DAI. Р. 21 — 24; DAI. II. Р. 5, 180-181).
1 Трудно сказать, о каком захвате острова арабами идет речь. Их первый набег Г. Острогорский датирует 649 г. (Ostrogorsky G. Geschichte. S. 97), Х.-Г. Бек — 648 г. (Веек H.-G. Kirche. S. 199), как и Р. Дженкинз (DAI. II. Р. 181). Но в результате остров не стал безраздельным владением арабов. Может быть, уже с этого времени установился своеобразный статус Кипра — кондоминиум, совместное арабско-византийское владение. Дженкинз считает гл. 47 доводом в пользу концепции, согласно которой Кипр не принадлежал империи ни до 648 г., ни в 952 г. (исключая краткий период в семь лет при Василии I). Кондоминиум осуществлялся по крайней мере с 688 г. по специальному соглашению с халифом. По мнению Дженкинза, события в начале гл. 47 представлены в обратной последовательности: на деле не нападение арабов вызвало переселение киприотов, а их переселение повлекло за собой обвинение арабов в нарушении Юстинианом II договора 688 г. и нападение на остров в 691/2 г. (DAI. II. Р. 181). Так же расценивает ход событий и Острогорский: переселение киприотов — одно из звеньев политики перемещения населения, проводимой Юстинианом II — опустошенные берега Мраморного моря, в частности Кизик, остро нуждались в пополнении людьми, способными к морской службе (Ostrogorsky G. Geschichte. S. 110; ср.: Browning R. Byzantium and Islam in Cyprus in the Early Middle Ages // ΕΕΒΣ. 1979. IX. Σ. 101-108).
2 Набеги арабов и переселение киприотов сократили число жителей острова. Но вряд ли остров оказался совершенно ненаселенным.
3 Церковь Кипра с 431 г. имела право избирать епископа без вмешательства патриарха Антиохии. Архиепископией епархия Кипра стала с Халкидонского собора (451 г.) с резиденцией в Константиниане. Набег арабов в 648/9 г. заставил перенести резиденцию в Фамагусту (архиепископ сохранил титул "константинианского"). Иоанн занимал трон архиепископа в конце VII в. (см.: Веек H.-G. Kirche. S. 199-200).
4 "Народ" архиепископа — это, скорее всего, духовенство, зависимые люди, военные. Вряд ли массы простых киприотов прибыли с Иоанном в Константинополь.
5 Император Юстиниан 11 (685-695, 705-711).
6 Перевод условен: термин "ойкономия" многозначен и философски сложен (Веек H.-G. Kirche. S. 77, 90, 284, 288 etc).
7 Шестым вселенским собором именовался иногда Трулльский (по залу дворца, в котором он состоялся). Заседал с зимы 691 до весны 692 г.
8 Город на южном берегу Мраморного моря, защищал подступы к столице.
9 Посвящение в духовный сан, как и сама церемония рукоположения.
10 Традиция, объявляющая Юстиниана II киприотом, недостоверна (DAI. II. Р. 181).
11 Здесь: глава церкви Кизика.
12 Т.е. в 698 г., если считать с начала заседаний собора (691 г.), но "побужден был" не Юстиниан II, а Тиверий III (Апсимар) (698-705).
13 Об "амермумнах" см. коммент. 27 к гл. 25. Резиденцией халифа был тогда Дамаск. Багдад стал столицей халифата лишь при Аббасидах в 750 г.
14 Значение этого слова не установлено (DAI. II. Р. 181).
15 О василиках см. коммент. 1 к гл. 7.
16 Возможно, эти киприоты были уведены арабами в Сирию в 653/4 и 691 гг. (DAΙ. ΙΙ. Р. 182). Х.-Г. Бек полагает, что набег произошел после переселения части киприотов (Веек H.-G. Kirche. S. 199).
17 Артикли τω (дважды) предполагают слово θέμα в дат. пад. (т.е. "в феме Кивирреотов и в феме Фракисиев"). Имеются в виду прибрежные (близ Эгейского моря) фемы империи. Именно сюда легче всего было бежать морем киприотам. Текст не оправдывает, однако, вывода, что Кипр вошел в сферу византийского владычества. Автор не включает Кипр в состав Романии: договор 698 г., вероятно, возобновлял положение о кондоминиуме.
Константи́н VII Багряноро́дный 905-959) — византийский император из Македонской династии номинально с 913 г., фактически с 945.
Константин — один из образованнейших людей своей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников, автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран.