ГАЛИНА РОССИ. Тиран Саламина - Эвагор I
На мраморной таблице, которую исследователи считают одним из наиболее важных источников греческой хронологии, называемой «Паросский мрамор», указана дата основания города Саламина Тевкром – 1202/01 года до н.э. Проходили столетия. На престоле Саламина сменилась череда правителей, о которых до нас дошли только имена и приблизительные даты правления. Но об одном из царей древнего города - Эвагоре I, захватившем власть и установившем тиранический режим в V-IV веках до н.э. до нас дошло достаточно много сведений, дающих возможность восстановить картину общественной и политической организации, существовавшей на Кипре в то время.
Единого государства в современном понимании этого слова на Кипре в ту эпоху не существовало. Вся территория острова была поделена между автономными городами-государствами (полисами), которые возглавлялись наследственными монархами, обладавшими всей полнотой власти, как политической, так и судебной и жреческой. Правители-василевсы самостоятельно решали все вопросы внешней и внутренней политики подвластных им полисов, заключали договоры с другими государствами; в их собственности находились медные рудники, леса, земли… Постоянные междоусобные войны и вторжения извне также способствовали усилению царской власти и выдвижению военной аристократии.
К 411 году до н.э. Кипр переживал экономический упадок. Царь Дарий I Великий (годы правления 522–486 до н.э.), ввел на острове свою административную систему, поддерживавшую и укреплявшую власть Персии, и включил Кипр в состав пятой сатрапии, куда входили также Финикия и Сирия. Сатрапия должна была выплачивать ежегодную дань 350 талантов. Эти, весьма значительные выплаты в пользу персидской казны, блокирование внешней торговли, составляющей жизненно важную часть экономики острова, и политические эксцессы, выливавшиеся в открытую вражду между греческим и финикийским населением острова, привели к тяжелой кризисной обстановке.
Кипру нужен был герой – и им стал Эвагор.
До нас дошло произведение «Эвагор» греческого оратора Исократа (436-338 гг. до н. э.). Это похвальное слово, прославляющее правителя, и написанное уже после его смерти. Упоминания об Эвагоре сохранились также у историков Диодора, (ок. 90-21 до н. э.) и Павсания (II в.).
Авторы утверждают, что Эвагор возводил свою родословную к основателю города Саламина и его царской династии – Тевкру, и дочери правителя Пафоса Кинира. Однако сведений, подтверждающих это не имеется, и более того – не сохранилось никаких упоминаний о том, кто был отец Эвагора, что совершенно не вписывается в традиции той эпохи, и дает основание предполагать, что отцом, или дедом Эвагора был человек, возможно и родовитый, но из достаточно низкого социального
1 2 3