земляная насыпь, на скалистой платформе, являвшейся основанием тумулуса, была обнаружена прямоугольная площадка высотой в один метр, сложенная из сырцовых кирпичей. С трех сторон на нее ведут широкие лестницы в четыре ступени, а с запада поднимается пологий пандус. Ступени лестниц и пандус тщательно покрыты имитирующей мрамор штукатуркой, придающей этому сооружению импозантный вид. На горизонтальной площадке платформы был устроен погребальный костер. В толстом слое камней, золы и угля, покрывавшем его, найдены остатки погребальных венков из золота и позолоченной бронзы, более ста сосудов из глины, позолоченных или расписанных белой, черной, красной и синей красками, много поврежденных огнем металлических изделий, наконечников копий, рукоятей щитов (сами щиты, сделанные из дерева и кожи, погибли в огне), а также остатки зерна, миндаля, фиг, винограда. В целом предстала типичная картина богатого погребения, с той лишь особенностью, что не найдено было никаких следов самого умершего. Такие ложные погребения, сооружавшиеся в память умершего, назывались кенотафами. Самой интересной находкой здесь были сделанные из сырой глины, но затвердевшие в огне многочисленные фрагменты статуй в натуральную величину. Сохранилось пять тщательно моделированных голов, четыре мужские и одна женская. Две мужские головы — изображения пожилых людей, две — молодых. Особенно хороша одна из последних, живо напоминающая портреты Александра Македонского. Это позволяет датировать весь комплекс концом IV века до н. э. Стиль исполнения этих голов явно восходит к работам греческого скульптора Лисиппа, хотя и использован исконный материал кипрских скульпторов — глина.
Своеобразное погребальное сооружение на некрополе Саламина характеризует значительно более поздний период истории Кипра. Господство ассирийцев на острове в VI веке до н. э. сменилось господством персов, подчинивших своей власти весь Ближний Восток. Киприоты, связанные всей своей культурой с Грецией, приняли участие в борьбе греков с персами. Несколько раз в течение V века до н. э. они предпринимали отчаянные попытки освободиться от власти поработителей. В этой их борьбе им оказывали активную помощь Афины, трижды посылавшие на остров военные экспедиции. Особенно большая роль в борьбе с персами принадлежала царям Саламина — Оноселаю, возглавившему восстание киприотов в 499—498 годах до н. э., и Евагору I, сумевшему в начале IV века до н. э. на три десятилетия подчинить своей власти почти весь остров. Но в конце концов все эти попытки окончились неудачей, и вплоть до завоевательных походов Александра Македонского Кипр оставался под властью персов.
Не удивительно, что киприоты выступили на стороне Александра в его борьбе с Дарием. После же смерти Александра Македонского Кипр в течение ряда лет был объектом спора между его полководцами Антигоном и Птолемеем. Предполагают, что кенотаф, обнаруженный на некрополе Саламина, относится именно к этому времени. Видимо, он был посвящен последнему царю Саламина, Никокреонту, погибшему в 311 году до н. э. в борьбе с Птолемеем. Античные авторы рассказывают, что Никокреонт, принявший сторону Антигона, был осажден в Саламине войском Птолемея. Видя безвыходность своего положения, Никокреонт покончил самоубийством вместе со всей своей семьей; тела их сгорели при пожаре дворца. Очевидно, саламинцы, желая почтить память своего последнего царя, воздвигли ему символическую гробницу на своем некрополе. Вокруг погребального костра, на котором были сожжены богатые жертвоприношения умершему, были воздвигнуты глиняные скульптуры, укрепленные на столбах, вставленных в отверстия в полу платформы. Они изображали членов царской семьи, как бы принимавших участие в погребальной церемонии. Разрушенные огнем, они были завалены камнями вместе с остатками костра, и затем засыпаны землей. Такой обряд, сколько известно, не встречался ранее на Кипре; возможно, идея сооружения кенотафа была заимствована из Греции со стилем исполнения глиняных скульптур.
1 2 3 4 5