В открытых Британской археологической экспедицией захоронениях было обнаружено большое количество изделий, показывающие несколько основных направлений влияния соседних стран на развитие цивилизации Кипра, и, прежде всего, минойское или крито-микенское влияние. Изящные керамические сосуды, расписанные характерными для искусства критян «морскими» сюжетами и сценами, рассказывают о жизни богов и героев. Одним из излюбленных мотивов вазовой росписи были изображения осьминогов, живописно покрывающих выпуклые стены кратеров своими распростертыми щупальцами. Некоторые из найденных сосудов даже получили собственное имя, например, «Кратер Зевса». Сцена, изображенная на нем древним мастером, отождествляется исследователями с известным эпизодом из «Илиады» Гомера, в котором Зевс держит весы судьбы перед воинами, отправляющимися на битву. Вторым мотивом, столь же часто используемым в вазописи, было изображение быка. Бык являлся для критян священным животным и был символическим изображением Зевса, отца Миноса - родоначальника критской цивилизации. Не удивительно, что этот мотив стал излюбленным и на Кипре – ведь на острове было много критских колоний, а торговля с Критом была в то время в расцвете. Так, мы находим изображения быка в росписи сосудов, в скульптуре, в декорировании металлических чаш, в ювелирных украшениях.
Многие изделия, найденные при раскопках, такие как скарабеи, кольца и золотые ожерелья были завезены из Египта, или сделаны на Кипре по египетским образцам. Интересными находками являются бронзовые статуэтки божеств, в которых явно прослеживаются влияния как восточных, так и архаических эгейских культов. Статуя «Рогатого бога» - самая большая (55 см) из бронзовых статуэток, найденная в одном из святилищ Энкоми, несет на себе следы хеттского влияния, и, как считается, имела культовое значение. Святилище в Энкоми состояло из зала с жертвенным алтарем и двух внутренних комнат. Возле алтаря, при раскопках, было найдено большое количество черепов рогатых животных (быков и оленей) и ритуальных сосудов для возлияний, а бронзовая скульптура «Рогатого бога» находилась в одной из внутренних комнат. Некоторые исследователи предполагают, что это статуя бога изобилия и защитника рогатого скота, и идентифицируют его с Аполлоном Кератисом (κερατιας - рогатый), имя которого упомянуто в надписях 4-го столетия до н.э., однако, как мы увидим ниже, культ «рогатого бога» был намного более древним.
В другом святилище города была найдены бронзовая статуэтка, получившая название «Бог металла». Вооруженный копьем и щитом, и увенчанный шлемом с рогами «Бог» стоит на основании в форме таланта (прямоугольный слиток меди, напоминающий растянутую шкуру быка). Подобная женская статуэтка (стоящая на основе в форме медного слитка), изготовленная на Кипре и относящаяся к этому же времени, находится в музее в Оксфорде. Такое композиционное сходство дало |