Всем без исключения было запрещено обносить стеной какой бы то ни было район внутри города, что было позволено генуэзцам, венецианцам и пизанцам в Акре. Возможно, памятуя о пагубных последствиях для города Акры от постоянных вооруженных столкновений между жителями различных европейских кварталов, похожих скорее на маленькие крепости внутри города, возможно, памятуя также о пагубных последствиях для самой королевской власти, фактически потерявшей всякий контроль над деятельностью иностранных предпринимателей в Акре, Лузиньяны никогда не допускали столь резкой поляризации иностранного купечества на территории своего королевства.
При Генрихе II начинается активное церковное строительство, призванное в конечном итоге также обеспечить нормальную жизнь густонаселенного средневекового города. При этом короле начинается строительство уже упоминавшегося самого большого на острове латинского собора св. Николая. Великолепный, богато украшенный внешне, трехнефный храм св. Николая является едва ли не лучшим образцом готики во всей Латинской Романии. Ф. Амади и Ф. Бустрон говорят о том, что строительство собора было начато в 1308 г. Завещания, составленные генуэзским нотарием Ламберто ди Самбучето, сообщают о погребениях в названном соборе с 1296 г. М. Балар, основываясь на этих документах, считает, что строительство собора длилось в течение 20 лет, но с декабря 1296 г. в нем совершались обряды. В одном из венецианских завещаний сказано о службе в соборе уже в январе 1294 г. Следовательно, начальную дату можно отодвинуть на несколько лет раньше. Ламберто ди Самбучето называет также многие другие церкви и монастыри Фамагусты. Часто упоминаются церковь и кладбище св. Михаила, которые, однако, находились за пределами города. Итак, церковное строительство в конце XII - первой половине XIV в. было в полном разгаре.
С середины XIV в. более активную роль в экономической и культурной жизни Кипра начинает играть греческая община. Греческие купцы охотно вкладывали деньги в строительство новых православных храмов. Наиболее ярким примером служит собор св. Георгия в Фамагусте, полностью построенный на деньги богатых греческих купцов и судовладельцев города между 1360-1370 гг. Этот собор, противопоставленный самому крупному на Кипре латинскому собору св. Николая своим богатством и размерами, и расположенный не так далеко от последнего (около 200 м), стал своеобразным символом возрождения и укрепления греко-православной церкви Кипра, возрастания ее влияния на население королевства.
Крупные преобразования в городе, предпринятые Лузиньянами на рубеже XIII-XIV вв., создание благоприятных, а зачастую льготных условий для купечества, позволили превратить Фамагусту в важнейший центр транзитной торговли Леванта, обеспечили ее экономическое процветание и привлекли в восточный кипрский порт многочисленных купцов со всего Средиземноморья. Это первенство в левантийской торговле город сохранял с 1290-х до 1373-1374 г. Тлеющая вражда между Венецией и Генуей вылилась при коронации Пьера II (1372) в конфликт, который, как полагает Хилл, "означал начало конца Лузиньянов как независимых королей Кипра". Споры генуэзцев и венецианцев из-за Фамагусты длились несколько лет. Киприоты, выступившие в этих событиях на стороне Венеции, оказались втянутыми в длительную войну с могущественным врагом - Генуей. Спор, в действительности исходивший от Венеции, должен был решаться исключительно между Кипром и Генуей. В 1432 г. король Кипра Пьер II безоговорочно уступил самые важные области острова генуэзцам, и Фамагуста попала под генуэзское господство, продолжавшееся вплоть до 1464 г., когда королю Жаку II (1464-1473) удалось вернуть ее королевству Лузиньянов.
ЛИТЕРАТУРА
Близнюк С. В. Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре (1192-1373). М., 1994.
Balard M. Famagouste au début du XV e siècle // Fortifications, portes de villes, places publiques dans le monde Méditerranéen / Publ. J. Heers. P., 1987.
Balard M. Il paesaggio urbano di Famagosta negli anni 1300 // Storia dei Genovesi, 1985. T. 5.